История бренда и компании BMW
Архетипический и смысловой анализ Бренда сквозь ХХ век
Как появилась компания BMW
История зарождения компании
В 1913 году Карл Фридрих Рапп основал фирму по производству авиационных двигателей «Karl Rapp Motorenwerke GmbH» и расположил ее в Мюнхене, чтобы быть поближе к своему другу и будущему партнеру Густаву Отто, который владел производством самолетов.

Шла Первая мировая и практически сразу предприятию достался выгодный контракт по производству двигателей для австро-венгерских самолетов.

Попутно появилась и трудность - недостаток финансов. Для решения последней проблемы компанию удалось расширить, приняв соучредителей, обеспечивших приток денежных средств. Однако Рапп провалил заказ на 600 двигателей, в результате чего был вынужден подать в отставку.

«Rapp Motorenwerke» была реорганизована и получила новое название - «Bayerische Motoren Werke GmbH» (Баварские Моторные заводы)-всем известная «BMW».


Первый управляющий
и первый гениальный инженер BMW
4 октября 1917 бразды правления перешли к Францу Джозефу Поппу, представителю австрийских BBC, который изначально активно лобировал Rapp Motorenwerke как поставщика.

Фактически он начал брать на себя фукнции управляющего еще в 1916 году, чтобы обеспечить выполнение государственного заказа. Также Попп настоял, чтобы молодой и талантливый инженер Макс Фриц был принят в Rapp Motorenwerke. Франц Попп понимал, что заводу очень нужен главный инженер с новыми, перспективными идеями по конструированию и изготовлению авиационных двигателей.
Первый логотип BMW
и что он означает по официальной версии
Приказ о назначении Поппа на должность генерального директора. Обратите внимание на лого: он практически не менялся с 1917 года!

Согласно легенде компании на лого изображен пропелер на фоне голубого неба. Белый с голубым так же являются цветами Баварского флага.
Трансформация лого
с момента основания и до 2020 года
Обратите внимание, что за все время эмблема (лого) BMW практически не менялась.

Однако, есть интересные детали: вместе с ростом компании росла и эмблема в буквальном смысле этого слова. Кроме того, становились отчетливее круги, что означает приращение, расширение компании. Немного менялся шрифт, теперь он более современный и без засечек. Кроме того появился доп. объем за счет выпуклости. В 2020 году компания прошла "обнуление" (вышла на новый виток) и в соответствии с духом времени обновила лого на плоский. Фактически, это потеря в "объеме" отражает и проблемы всей автомобильной области из-за кризиса полупроводников.

Лого 1970 -1989 - того различной команды.

Еще интересный момент: лого компании практически сразу стал круглым, и она сразу была интегрирована в экономику страны.

Круг - самая экологичная форма и свойственна тем, кто стремится к такой интеграции.

Гонки в ДНК BMW
дополнительные ассоциации
Еще лого напоминает мне гоночный флаг, а гонок и рекордов в жизни компании было много.

В 1919 г. Франц Димер установил первый мировой рекорд BMW, поднявшись на высоту 9760 метров на аэроплане с их мотором.

Дальше больше: в 1927 году было установлено 87 мировых авиарекордов, 29 из них - на самолётах с двигателями BMW.

В 1954 году BMW становится чемпионом мира в гонках мотоциклов с колясками и удерживает мировое первенство следующие двадцать лет.

В 1980 году мотоциклы BMW выигрывают ралли Париж-Дакар. И затем выигрывают еще три раза. Дальше компания в основном бьет рекорды продаж.

1999 год ознаменовался дебютом BMW X5, который стал первым в мире Спортивным Автомобилем для Активного Отдыха.

Раллийная спортивность в целом присуща авто
BMW, что на мой взгляд, и отражает лого.

Черный контур так же напоминает мне руль: почувствуй себя за рулем в гонке.

После первой мировой
создание первых мотоциклов BMW
Однако, вернемся к истории: после подписания
Версальского договора, Германия получила запрет на производство самолетов и моторов для них. Но руководители BMW проявили упорство и компания попробовала себя в ж/д транспорте, сельском хозяйстве, но главное начала создавать мотоциклы!

BMW R32 - это один из первых мотоциклов, который вошел в историю и был выпущен в 1923 году.

В последствии мораторий на производство авиадвигателей был снят и BMW с радостью вернулась к любимой теме.

Первые автомобили BMW
Ford T по-немецки
В 1928 году BMW стала автомобильной компанией, присоединив компанию Fahrzeugfabrik Eisenach.

B 1929 BMW выпустила свой первый малолитражный автомобиль, это была модель Dixi. Ее создали по лицензии Austin Motor Company. Dixi для Европы сыграло ту же роль, что и Ford T для США.

По разным данным BMW было произведено 12-15 тыс этих автомобилей. Именно благодаря им BMW пережили годы Великой депрессии.

Но уже в 1932 году они поняли, что не могут довольствоваться чужой разработкой и стали разрабатывать собственный автомобиль.

Реактивные самолеты BMW
и как хорошо, что фашисты летали не на них
Как я уже писала, при первой же возможности BMW стала снова производить двигатели для самолетов, продолжая выпускать мотоциклы и машины.

В 1939 году они прикупили у Siemens огромные производственные мощности, на базе которых создали фабрику авиационных и ракетных двигателей и подразделение ракетной техники и ракетного вооружения с исследовательским центром.

В 1940 они разработали реактивные двигатели для самолетов, значительно опередив свое время. Именно сотрудники лабораторий BMW спроектировали то, что позже приняло вид противотанковых управляемых ракет и других дистанционно управляемых вооружений с наведением по проводам. Однако из-за эйфории Рейха от наступления на СССР в 1941 году этим разработкам не дали ход. (Тут нам с вами очень повезло.)

В одну реку дважды
как повторилась история
История повторилась и выгодные военные контракты обернулись для BMW 3-х летним мораторием на производство авто- и мототехники за поставку Рейху самолетов.

Это было сокрушительным ударом для компании, которая уже к середине 1930-х разрослась до невиданных ранее размеров и стала самым большим в Европе промышленным концерном, а заводы BMW в Баварии превратились в крупный промышленный конгломерат.

Более того, к 1948 году советские оккупационные власти демонтировали все бранденбургские заводы BMW. Промышленные здания и сооружения были взорваны и снесены, т.к. СССР опасалось, что если начнется война с бывшими союзниками, развитая промышленность

Восточной Германии вновь заработает против CCCР.

Или пан, или пропал
все на черное белое
Лично мне лого BMW напоминает еще и рулетку в казино. История компании тоже немного напоминает "все на черное" - все на авиапромышленность. Выигрыш, потом проигрыш, и снова. Игра должна продолжаться. Это чувствуется и в азартном духе машин. А вот автовладельцы шутят в духе "крутите барабан" и делают ставки, что сломается в их БМВ.

После войны руководители BMW, которые опять поражают своей настойчивостью, приняли решение начать все заново. Кстати, в 1942 году Поппа на посту главного управляющего сменил Фриц Хилле.

Первая машина, выпущенная после войны, провалилась. Но и это не остановило предприимчивых немцев. Уже в 1954 году BMW стала лидером по всему миру в соревнованиях по мотоциклам с колясками и сохраняла свое звание чемпиона на протяжении 20 лет.
Как BMW чуть не стал Mercedes-Benz
и сделал реванш
С авто у BMW вообще не очень ладилось.

В 1956 году в компании прибавилось два спортивных автомобиля 503, 507. В 1959 году автомобиль "700" модели поднял популярность авто BMW, но не достаточно.

Руководство пыталось возродить производство авиадвигателей (генетику и винт в айдентике ничем не выбить!), что практически привело ее банкротству. В 1959 году шла речь о продаже BMW вечному конкуренту - Mercedes-Benz, но акционеры сорвали сделку.

Возрождение в качестве серьёзного производителя авто произошло лишь в 1962 году с выпуском BMW Neue Klasse. До этого ей было нельзя выпускать большие комфортабельные седаны, так же долго был запрет на производство мотоциклов с двигателем больше 250 см куб.

То "пусто", то "густо"
о символике голубого и белого в логотипе и истории компании BMW
Если представить, что белый цвет - это «пусто», а синий - «густо», то в истории компании очень хорошо прослеживаются эти этапы.

Еще интересно, что компанию фактически основали два человека. На каждый приходится свой цвет. И Рапп, вероятно, был белым «пустым», т.к. у него не было акций, и он почти сразу покинул компанию. Удивительно, но в «Karl Rapp Motoren-werke GmbH» с уставным капиталом в 200 000 марок единственным акционером был Ауспитцер, а Рапп занимался разработками и внедрением новых технологий в области авиастроения.

На 25 июля 2011 года тоже сохранилось структура деления акций компании: Стефан Квандт владеет 17,4 % акций BMW, его сестра Сузанне Клаттен - 12,6 %, их мать Йоханна Квандт - 16,7 %.

На рынке торгуются 53,3% акций компании, чуть больше половины акций.

Метафорически, эта семья сейчас - «голубая кровь» BMW, имеющая реальный вес, а мелкие акционеры каждый в отдельности имеют ничтожные веса, «пустые».

Окончательный успех
но это не точно (:
После окончательного успеха 1962 года компания успешно развивалась, выпуская хиты и побеждая в гонках.

Но еще большего успеха она достигает уже после 1990 года. В год воссоединения Германии компания BMW возвращается к своим корням производителя авиамоторов. (Признайтесь, вы уже ждали этого!)

Третий год подряд читатели самого большого в Европе автомобильного журнала AMS выбирают автомобили BMW 3-й, 5-й и 7-й Серий лучшими в мире в своем классе.

В 1991 году BMW получает золотую награду в области дорожной безопасности за свою приверженность к квалифицированному обучению водителей. Антиблокировочная система тормозов теперь входит в стандартное оснащение всех машин BMW. Присуждается первая премия BMW за вклад в науку (BMW Scientific Award).

B 1992 г. BMW производит 598,000 автомобилей и 35,000 мотоциклов. Модель М3 пожинает лавры в гонках на родине и за границей, раз за разом укрепляя свои позиции самой успешной гоночной машины в классе туризм.
Что дальше?
новый этап "пусто"?
В 2018 году BMW продали 2 161 954 авто. Чистая прибыль компании составила составила 7,207 млрд евро. При этом она снизилась на 17% по отношению к предыдущему году из-за отрицательного влияния изменений валютных курсов и увеличения расходов на исследования и разработки.

Анализируя успех компании последние 60 лет, я предполагаю, что компания научилась работать со своим белым «пустым» полем. Ведь именно «белые» мелкие акционеры в 1959 году сорвали сделку по продаже концерна Мерседесу.

Однако, в І квартале 2019 года чистая прибыль BMW упала на 75%, или в 4 раза, составив 561 млн евро по сравнению с 2,26 млрд евро годом ранее.

Я предположу, что это связано с ковидом, а так же с очень широким модельным рядом и некоторым отхождением от спортивного духа компании, ее аутентичности.

Кроме того, BMW отозвали 380 тыс. авто в Китае, 22 тыс. авто в России.

В то же время, компания не в первый раз находится в ситуации «то густо, то пусто» и черный круг воли, управления, стремления к победе уже не раз ее вытаскивал из ситуаций намного хуже.

Последний секрет
куда же без него)
Раскрою вам последний секрет лого BMW, который достоин внимания в этой серии. Лого очень напоминает циферблат часов, а их зачастую сравнивают с полным производственным циклом, где:

с 12 до 3 - Идея
с 3 до 6 - Концепция
с 6 До 9 - Реализация
с 9 до 12 - Тестирование.

Таким образом БМВ изначально вложили в свою символику очень качественную работу над конечным Продуктом, что мы по факту и видим на протяжении всей ее истории.

Другой интересный момент: BMW вынесли на лого сокращенное название своих заводов, и как вы могли убедиться, BMW - это прежде всего промышленный гигант.

Лого BMW так же напоминает мишень.

У нас остался еще один не освещенный вопрос: какой архетип у бренда BMW? Думаю, что изучив историю компании, как она преодолевала трудности, ее связь с военной и гоночной техникой, вы уже и сами догадались. Но на всякий пожарный, подскажу - это Герой.

Проблемы с продажами у BMW отчасти из-за того, что они «размыли» свой архетип и ушли в Правителя, потеряв в своей аутентичности. «Размытие» было видно так же в голосовании в Инстаграм, когда я проводила опрос.

Традиционный Правитель в немецком автопроме - Мерседес, вечный конкурент BMW.
История BMW яркий пример того, как полностью раскрываются все заложенные в лого Смыслы. Если ты разрабатываешь лого для себя или компании, то трижды подумай над всеми возможными Смыслами.

Это работает, потому что выбирая изначально лого, мы выбираем то, что уже живет в нашем подсознании, то, какие мы. Выбрав лого и смотря на него, мы начинаем постоянно настраивать, программировать себя на определенные выборы, поведение.

Конечно, только благодаря правильному логотипу успешную компанию не построить, однако можно сильно повысить вероятность успеха.

Если тебе понравился этот разбор...
посмотри другие в разделе "Бренды" и подписывайся на мои социальные сети, там всегда много интересного, ну а лучше сразу обращайся за разработкой Бренда)